Авиационные масла

Авиационные масла для поршневых двигателей

В поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей. Для обеспечения смазывания двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые специальной очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения.

Характеристики авиационных масел для поршневых двигателей

Показатели МС-14 МС-20
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с, не менее 14 20,5
Индекс вязкости, не менее 85 80
Коксуемость, %, не более 0,45 0,29
Содержание селективных растворителей, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей Отсутствует
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже 215 265
застывания, не выше -30 -18
Термоокислительная стабильность по методу Папок при 250 °С, мин, не менее 20 18

Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) — масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится.

Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) — масло селективной очистки. Применяют в поршневых двигателях самолетов; в составе масло-смесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газо-перекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.

Масла для турбореактивных двигателей

В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.

Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры — до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин — 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.

Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М — число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).

Подвод масла к узлам трения у ГТД осуществляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения — в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.

Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.

Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:

— надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;

— пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);

— однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя (целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава);

— высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше;

— минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения;

— неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.

Минеральные масла

В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью.

Масло МС-8п (ГОСТ 38 101163-78) — наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. При меняют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.

Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) — рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авиационных двигателей срок защиты составляет: для масла МК-8 — 3 мес., для масла МС-8п — 1 год, для масла МС-8рк — 4-8 лет.

Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) — масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся.

Характеристики минеральных масел для турбореактивных двигателей

Показатели МС-8п МС-8рк МК-8п МК-8
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 50 °С, не менее 8 8,3
-40 °С, не более 4000 5000 6500 6500
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже 145 145 135 140
застывания, не выше -55
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,05 0,15 0,04 0,04
Содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей Отсутствие
Термоокислительная стабильность, ч (температура, °С) 50(150) 50(150) 10(175) 10(120)
Показатели после окисления: кинематическая вязкость, мм2/с, не более, при температуре: 50 °С 10 11
кислотное число, мг КОН/г, не более 0,7 0,7 0,6 0,25
массовая доля осадка, нерастворимого в изооктане,%, не более 0,15 0,15 0,1 0,1
коррозия на пластинках, г/м2, не более: сталь ШХ 15 Отсутствие
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 875 900 885 885
Трибологические характеристики на ЧШМТ при (20 ± 5) °С: критическая нагрузка, Н, не менее 490 490
показатель износа при осевой нагрузке 196 Н, не более 0,55

Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299-90) — синтетическое углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплонапряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно использовать для недлительной консервации.

Масло ВНИИНП-50-1-4ф (ГОСТ 13076-86) — синтетическое диэфирное с присадками, повышающими противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на выходе до 175 °С и в турбохолодильниках.

Масло ВНИИНП-50-1-4у (ТУ 38.401-58-12-91) — синтетическое диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок, позволяющих применять масло при температуре от -60 до 200 °С с перегревом до 225 °С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло ВНИИНП-50-1-4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50-1-4ф во всех соотношениях, не требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из основных в военной технике (например, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной техники. Масло Б-ЗВ (ТУ 38.101295-85) — синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Применяют в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С. Обладает высокими смазывающими свойствами. Недостаток: выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70-90 °С.

Масло 36/1-КУА (ТУ 38.101384-78) — синтетическое на основе сложных эфиров с комплексом присадок; обладает высокими противозадирными свойствами. Используют в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя 200 °С. В настоящее время не вырабатывается.

Масло ЛЗ-240 (ТУ 301-04-010-92) — синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Рекомендуется для использования в тех же двигателях, в которых применяется масло Б-ЗВ.

Масло ПТС-225 (ТУ 38.401-58-1-90) — синтетическое высоко-стабильное на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот С59. Работоспособно в интервале температур от -60 до +225 °С. Рекомендовано к применению в теплонапряженной авиационной технике, а также в качестве унифицированного масла для отработки новых теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей (ТРД, ТВД, ТВВД, турбовальных двигателей и редукторов вертолетов). Масло обладает улучшенными вязкостно-температурными свойствами и высокой термоокислительной стабильностью. Рекомендуется для перспективной авиатехники, а также взамен товарных нефтяных и синтетических авиамасел. По своим физико-химическим и эксплуатационным свойствам наиболее (по сравнению с другими маслами) соответствует американской спецификации MIL-L-23699F.

Масло ВТ-301 (ТУ 38.101657-85) — синтетическое на основе кремнийорганической жидкости с присадкой. Характеризуется максимальной (по сравнению с другими маслами) термоокислительной стабильностью, низкой летучестью, хорошими низкотемпературными свойствами. Можно использовать в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250-280 °С.

Характеристики синтетических масел для турбореактивных двигателей

Показатели ИМП-10 ВНИИНП-50-1-4ф ВНИИНП-50-1-4у ПТС-222 Б-3В 36/1-КУА ЛЗ-240 ВТ-301
Внешний вид Прозрачная желтая жидкость Светлая прозрачная жидкость Однородная прозрачная жидкость от желтого до коричневого цвета с флюоресценцией Прозрачная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета Однородная прозрачная жидкость без посторонних частиц и волокон Прозрачная жидкость от светло-коричневого до красно-коричневого цвета Однородная подвижная прозрачная жидкость от темно-желтого до темно-коричневого цвета
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100 °С, не менее 3,0 3,2 3,2 1,25(200°С) 5,0 3,5 4,8 8,5
-30 °С, не более 3500
-40 °С, не более 2000 2000 2700 6500 12500 3600 12500 800
-54 °С, не более 11000 8500(50°С) 2500
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже 190 204 204 235 235 195 235 260
застывания, не выше -50 -60 -60 -60 -60 -60 -68 -60
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,05 0,2 0,25 0,2 4,4-5,5 3,2-4,0 0,5 0,2
Содержание: водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей Отсутствие
воды Отсутствие следы отсутствие
Термоокислительная стабильность, ч (температура°С) 50(200), (воздух 3 дм3/ч) 50(175), (воздух 10 дм3/ч) 50(200), (воздух 10 дм3/ч) 50(225), (воздух 10 дм3/ч) 10(200) 10(200) 50(200) 50(250)
Показатели после окисления: кинематическая вязкость, мм2/с, не более, при температуре: 100 °С 4,5 3,7 6,9 6,0 5,5 6,0 10,0
-40 °С 5000 3500 30000 20000 9000 20000
изменение вязкости при 100 °С, не более ≤8 ≤0,4 ≤4,5 ≤3,08 0,7-2,0 ≤4,0 ≤1,5 ≤0,3
массовая доля осадка, нерастворимого в изооктане,%, не более 0,35 0,3 0,15 0,15 0,11 0,35 0,1 0,12
коррозия на пластинках, г/м2, не более: сталь ШХ 15 Отсутствие ±1,0 Не нормируется Отсутствие ±2,0
медь М1 и М2 ±0,2 ±1,5 ±4,0 Не нормируется Отсутствие ±2,0
алюминиевый сплав АК4 Отсутствие ±2,0 ±1,0 Не нормируется Отсутствие ±2,0
Коксуемость, %, не более 0,45 0,4 0,45
Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более
≥820 ≤926 ≤928 1000 990-997 980-997 980-1020 1090-1110
Трибологические характеристики на ЧШМТ при (20 ± 5) °С: критическая нагрузка, Н, не менее 710 840 735 900 890 874 872
показатель износа при осевой нагрузке 196 Н, не 0,35 0,4 0,45 0,5 0,6 0,5

Масла для турбовинтовых двигателей

Особенности конструкции турбовинтовых двигателей связаны с наличием в них многоступенчатых зубчатых передач (редукторов), которые предназначены для передачи больших усилий и работают при больших частотах вращения. Выдержать такие нагрузки, как показывает опыт эксплуатации, могут масла с повышенной вязкостью. Поэтому для турбовинтовых двигателей применяют масла с более высокой вязкостью, чем для турбореактивных.

Требования, предъявляемые к маслам для турбовинтовых двигателей, следующие:

— пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах;

— высокие противоизносные и противозадирные свойства;

— устойчивость к окислению в условиях высоких температур (150- 175 °С) и контакта с воздухом и различными авиационными материалами;

— инертность по отношению к металлам, сплавам, резинам, покрытиям, клеям и другим конструкционным материалам;

— минимальные вспениваемость и испаряемость.

Для смазывания этих двигателей применяют нефтяные и синтетические масла. Основными смазочными материалами являются маслосмеси, получаемые смешением на местах потребления авиационных масел МС-8п и МС-20 в следующих соотношениях (мас. доля, %): 75:25; 50:50; 25:75. Допускается применение масла МС-8рк в составе маслосмесей. Благодаря применению высококачественного масла МС-8п качество маслосмесей значительно повышается. Маслосмеси готовят и контролируют их качество по ведомственной инструкции МГА.

Маслосмесь СМ-4,5 (ТУ 0253-007-39247202-96) — смесь авиационных масел МС-8п и МС-20 в соотношении 75:25 (мас. доля, %). Предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа АИ-20, АИ-24.

Масло МН-7,5у (ТУ 38.101722-85) — унифицированное масло на нефтяной основе с комплексом присадок. Разработано взамен маслосмесей, масел МН-7,5 и ВНИИНП-7. Можно применять в турбовинтовых двигателях всех типов при температуре масла на выходе из двигателя до 150 °С.

Показатели МН-7,5у СМ-4,5
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 900 860
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100’С, не менее 7,5 4,3-4,7
-35 ‘С, не более 7500
Стабильность вязкости после озвучивания на ультразвуковой установке в течение 15 мин, %, не более 11
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,1 0,05
Содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей Отсутствие
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже 150 138
застывания, не выше -53 -35
Коксуемость, %, не более 0,1 0,15
Испаряемость (150 °С, 3 ч, расход воздуха 1,5 дм3/мин), %, не более 7,0
Трибологические характеристики на ЧШМТ при (20 ± 5) °С: критическая нагрузка, Н, не менее 840
показатель износа при осевой нагрузке 196 Н, не более 0,5
Термоокислительная стабильность, ч (175 °С, расход воздуха 10дм3/ч) 50
Показатели после окисления: кинематическая вязкость, мм2/с, не более, при температуре: 100 °С 10
-35 °С 11500
массовая доля осадка, нерастворимого в изооктане,%, не более 0,15
коррозия на пластинках, г/м2, не более: сталь ШХ 15 Отсутствие
алюминиевый сплав АК4 ±0,2
медь М1 и М2 ±0,5
Степень чистоты: число фильтраций 1
содержание осадка, мг/100 г, не более 60
Цвет, ед. ЦНТ, не более 1,5

Масла для вертолетов

В вертолетах маслами смазывают двигатели, редукторы трансмиссии и шарниры втулок винтов. В двигателях вертолетов МИ-6 и МИ-10 используют масла МС-8п и МС-8рк, в вертолетах МИ-2 и МИ-8 — синтетическое масло Б-ЗВ, в турбокомпрессорной части силовой установки вертолета МИ-26 применяют синтетическое изопарафиновое масло ИПМ-10. В двигателе и редукторе перспективных и вновь проектируемых вертолетов рекомендовано использовать синтетическое масло ПТС-225. Для смазывания редукторов трансмиссии вертолетов используют широкий ассортимент масел различного назначения, уровень качества которых невысок. Так как маловязкие моторные масла имеют недостаточную смазывающую способность, а высоковязкие нефтяные масла обладают неудовлетворительными низкотемпературными свойствами, то для смазывания редукторов трансмиссий широко применяют смеси масел. В вертолетах МИ-6 и МИ-8 для летней эксплуатации до температуры -10 °С используют смесь масел СМ-11,5 — 75 % (мас. доля) МС-20 и 25 % (мас. доля) МС-8п, для зимней эксплуатации — смесь СМ-8 — 50 % (мас. доля) МС-20 и 50 % (мас. доля) МС-8п. В редукторах хвостовой трансмиссии вертолетов летом широко применяют масло МС-20 и трансмиссионное масло ТСгип по ТУ 38.101332-90, а зимой из-за плохих низкотемпературных свойств масел — смесь МС-20 с МС-8п и смесь ТСгип с жидкостью АМГ-10 (маслосмесь СМ-9).

Характеристики маслосмесей, используемых в редукторах вертолетов

Показатели СМ-11,5 СМ-8 СМ-9
Кинематическая вязкость, мм2/с, при 100 °С 11-12,6 6,5-7,5 11
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже 165 155 140
застывания, не выше -22 -30 -45
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,05 0,05 3,5
Зольность, %, не более 0,004 0,004
Смазывающие свойства: критическая нагрузка, Н 500 440
показатель износа, мм 0,63 0,66

Применение смесей масел усложняет эксплуатацию вертолетов и не может обеспечить безопасность полетов. Из синтетических масел в редукторах вертолетов МИ-2 и МИ-8, а также в главном редукторе тяжелонагруженного вертолета МИ-26 используют пентаэритритовое масло Б-ЗВ. Шарниры винтов отечественных вертолетов смазывают сезонными маслами. В осевых шарнирах втулок винтов вертолетов при эксплуатации летом применяют масло МС-20, зимой — ВНИИНП-25 и ВО-12. Масло ВО-12 можно использовать как всесезонное в диапазоне температур от +60 до -50 °С. Горизонтальные и вертикальные шарниры втулок винтов вертолетов смазывают летом маслом ТСгип, зимой — смесью масел ТСгип и АМГ-10

Смазочные масла для шарниров винтов вертолетов

Масло ТУ, ГОСТ Температура применения
Масла для горизонтальных и вертикальных шарниров
Трансмиссионное ТСгип ТУ 38.101332-90 +60…-5°С
Маслосмесь СМ-9 (2/3 ТСгип и 1/3 АМГ-10 по объему) -5…-45 °С
Масла для осевых шарниров втулок винтов вертолетов
МС-20 ГОСТ 21743-76 +60…-5°С
ВНИИНП-25 шарнирное ГОСТ 11122-84 -5…-50°С
ВО-12 ТУ РМ-80-4-95 +60…-50°С

Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122-84) — нефтяное низкозастывающее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит антиокислительную присадку. В настоящее время не производится.

Масло ВО-12 (ТУ РМ-80-4-95) — всесезонное масло для осевых шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25. Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок.

Показатели ВНИИНП-25 ВО-12
Кинематическая вязкость, мм2/с, при 100 °С, не менее 10 12
-30 °С, не более 13500 15000
Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,08 0,08
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже 135 240
застывания, не выше -54 -54
Содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей Отсутствие
Индекс вязкости, не менее 120 120
Массовая доля золы, %, не более 0,05 0,05
Трибологические характеристики на ЧШМТ при (20+5) °С: критическая нагрузка, Н, не менее 500 686
показатель износа при осевой нагрузке 196 Н, не более 0,7 0.7
Купить моторное масло