Для судов морского транспорта
РД 31.2.07-2001
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
ТОПЛИВА, МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
ДЛЯ СУДОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
НОМЕНКЛАТУРА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Дата пересмотра 2001-03-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
-
РАЗРАБОТАН ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЗАО «ЦНИИМФ»)
Первый заместитель Генерального директора, доктор технических наук С.Н.Драницын
Заведующий лаб.12 топлив, масел и экологии О.С.Волосатов
Старший научный сотрудник Л.А.Дерюгина
Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ начальником Федеральной службы морского флота В.Л.Быковым.
Настоящий руководящий документ выполнен на основе ОСТ 31.8003-95, в которой внесены изменения в номенклатуру моторных масел, в ТУ на маловязкое и высоковязкое топлива, в ТУ на ISO 8217, РД дополнен методиками экспресс-анализов по контролю качества моторного масла на судах, браковочными показателями моторных масел, методом феррографии по оценке износа деталей дизелей.
- ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2.* Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на топлива, масла, смазки и спецжидкости отечественного производства и устанавливает номенклатуру их марок для применения на судах морского транспортного, вспомогательного и технического флота в судовых энергетических установках, механизмах и их элементах, в том числе на судах зарубежной постройки после окончания гарантийного периода эксплуатации.
_____________
- ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МАРОК ТОПЛИВ, МАСЕЛ, СМАЗОК
И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ДЛЯ СУДОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Таблица 2
Наименование марки | Область применения |
1. Топлива | |
1.1.1. Топливо высоковязкое судовое СВС | Энергетические установки судов с малооборотными крейцкопфными ДВС, оснащенные системами, обеспечивающими подготовку топлива к использованию в дизеле. Основная марка. Главные паровые котлы. |
1.1.2. Топливо высоковязкое судовое СВТ | Энергетические установки судов с малооборотными крейцкопфными ДВС, тронковыми ДВС (500 об/мин), оснащенные системами, обеспечивающими подготовку топлива к использованию в дизеле. Основная марка. Главные и вспомогательные паровые котлы. |
1.1.3. Топливо высоковязкое судовое СВЛ | Энергетические установки судов с тронковыми ДВС (1000 об/мин), оснащенные системами, обеспечивающими подготовку топлива к использованию в дизеле. Основная марка. Вспомогательные паровые котлы. |
1.2. Топливо маловязкое судовое | Тронковые дизели (1000 об/мин), аварийные дизель-генераторы. Основная марка. Малооборотные, среднеоборотные дизели и газотурбинные двигатели при пуске, остановке и работе на маневрах. Газотурбинные двигатели судов на подводных крыльях. |
1.3.1. Мазут топочный 100 | Аналог топлива СВС |
1.3.2. Мазут 40 | Аналог топлива СВТ |
1.3.3. Мазут флотский Ф-12 | Аналог топлива СВТ |
1.3.4. Мазут флотский Ф-5 | Аналог топлива СВЛ |
1.4.1, 1.4.2 и 1.5. Топливо моторное марок ДТ и ДТп | Аналог топлива СВЛ |
1.4.3. Топливо моторное ДМ | Аналог топлива СВТ |
1.6.1, 1.6.2. Технологическое экспортное топливо марок Э-4 и Э-5 | Аналог топлива СВТ |
1.7.1. Дизельное топливо Л-05-62 и Л-02-62 | Аналог судового маловязкого топлива |
1.7.2. Дизельное топливо 3-0,5 минус 45, 3-0,2 минус 45 | Дизели спасательных и дежурных шлюпок |
1.8.1. Смесь топлива СВС или мазута 100 с судовым маловязким топливом или дизельным | Дизели и паровые котлы с топливными системами, обеспечивающими применение топлива СВТ и его аналогов. Физико-химические показатели смеси не должны выходить за пределы показателей, установленных ТУ на топливо СВТ. Содержание маловязкого топлива в смеси или дизельного, %, 70, не более. |
1.8.2. Смесь топлива СВТ или мазута 40, или топлива ДМ, или мазута Ф-12, или технологического топлива марок Э-4 и Э-5 с судовым маловязким топливом или дизельным | Дизели и паровые котлы с топливными системами, обеспечивающими применение топлива СВТ и его аналогов. Физико-химические показатели смеси не должны выходить за пределы показателей, установленных ТУ на топливо СВТ. Содержание маловязкого топлива в смеси или дизельного, %, 70, не более. |
1.8.3. Смесь топлива СВЛ или моторного ДТ, или ДТп, или мазута Ф-5 с судовым маловязким или дизельным топливом | Тронковые дизели (1000 об/мин), системы топливоподготовки которых обеспечивают применение топлив с показателями, занимающими промежуточные значения между показателями топлива СВЛ и его аналогов и показателями маловязкого и дизельного топлив. Содержание маловязкого или дизельного топлив в смеси, %, 70, не более |
1.9.1. Присадка ЛЗ-ЦНИИМФ-38 | Вводится в концентрации 0,1-0,3% в топлива: СВС, СВТ, СВЛ или в их аналоги и смеси этих топлив с маловязким и дизельным топливами. |
1.10.1. Бензин автомобильный А-76 | Карбюраторные двигатели шлюпок, катеров, мотопомп |
1.10.2. Бензин автомобильный АИ-92 | Катерные карбюраторные двигатели, для которых рекомендовано применение высокооктановых бензинов. |
1.11. Керосин ТС-1 | Двигатели вертолетов. Основная марка. |
2. Масла | |
2.1.1. Масло моторное М-24Е85 | Смазочные системы цилиндров крейцкопфных малооборотных дизелей при работе на топливах с содержанием серы до 5% и некоторых типов крейцкопфных дизелей (Зульцер RLB и р.), для которых рекомендованы цилиндровые масла с индексом вязкости SAE60, М24. |
2.1.2.1. Масло моторное М-20Е70 | Смазочные системы цилиндров крейцкопфных малооборотных дизелей при работе на топливах с содержанием серы до 4%. Основная марка. Индекс вязкости SAE50, М20. |
2.1.2.2., 2.1.2.3. Масла моторные М16Е30 и М-16Д/Е30 | Смазочные системы цилиндров крейцкопфных малооборотных дизелей, для которых рекомендованы масла класса вязкости M-16(SAE-40, M16), при работе на топливах с содержанием серы до 1,5%. Основная марка. |
2.1.2.4, 2.1.2.3. Масла моторные М-14Д(ЦЛ30) и М-16Д/Е30 | Циркуляционные и лубрикаторные смазочные системы тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости SAE-40, M14 при работе на топливах с содержанием серы до 3%. |
2.1.2.5. Масло моторное М-14Д(ЦЛ20) | Циркуляционные и лубрикаторные смазочные системы тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости SAE-40, M14 при работе на топливах с содержанием серы до 2%. Основная марка. Редукторы тронковых дизелей. Основная марка. |
2.1.2.6. Масло моторное М-10Д(ЦЛ20) | Циркуляционные смазочные системы тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла индекса вязкости SAE-30, M10 при работе на топливах с содержанием серы до 2%. Основная марка. |
2.1.2.7, 2.1.2.8, 2.1.2.9. Масла моторные М-16Г(ЦС), М-16Г(ЦС)(О), М-16Г(ЦС)(Л) | Циркуляционные и лубрикаторные смазочные системы тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости М-16, SAE 40, при работе на дистиллятных топливах. Основная марка. |
2.1.2.10, 2.1.2.11, 2.1.2.12. Масла моторные М-14Г(ЦС), М-14ГЦС(О), М-14ГЦС(Л) | Циркуляционные и лубрикаторные смазочные системы тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости М-14, SAE 40, при работе на дистиллятных топливах. Основная марка. Дизели типа ЧН30/38. Основная марка. Дизели типа Д100. Основная марка. Редукторы тронковых дизелей и вспомогательных механизмов. Основная марка. Поршневые воздушные компрессоры до 40·10 Па (40 кг/см). Регуляторы частоты вращения, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости М-14 и М-16, SAE 40. Основная марка. |
2.1.2.13, 2.1.2.14, 2.1.2.15. Масла моторные М-10ГЦС, М-10ГЦС(О), М-10ГЦС(Л) | Циркуляционные смазочные системы и системы масляного охлаждения поршней крейпцкопфных дизелей. Основная марка. Циркуляционные смазочные системы тронковых дизелей, имеющих лубрикаторную систему смазывания цилиндров. Циркуляционные и лубрикаторные смазочные системы тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости SAE 30, М-10, при работе на дистиллятных топливах. Основная марка. Редукторы вспомогательных механизмов машинного отделения. Поршневые воздушные компрессоры до 25·10 Па (25 кг/см). Подшипники валопровода. Основная марка. Аварийные дизель-генераторы. Основная марка. Регуляторы частоты вращения, для которых рекомендованы масла класса вязкости SAE 30, М-10. |
2.1.2.16. Масло моторное М-20Г | Двигатели типа 58Д-4Р и другие тронковые дизели, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости М-20, SAE 50 группы Г (ГОСТ 17479.1-85) при работе на дизельных топливах. Основная марка. |
2.1.2.18. Масло моторное М-20В (CM) |
Двигатели, для которых рекомендованы масла с индексом вязкости М-20, SAE 50 группы В (ГОСТ 17479.1), при работе на дизельных дистиллятных топливах. Основная марка. |
2.1.2.17. Масло моторное М-20В(Ф) | Заменитель масла М-20В(СМ). |
2.1.3. Масло автомобильное северное АСЗп-6 (M-4/6-B) | Шлюпочные и другие двигатели, расположенные в неотапливаемых помещениях. Основная марка. Электрокомпрессоры, расположенные в неотапливаемых помещениях. Основная марка. |
2.2. Масла турбинные | |
2.2.1.1. Масло турбинное с присадками Тп-46 | Циркуляционные смазочные системы и редукторы судовых паротурбинных установок. Основная марка. Газотурбокомпрессоры судовых дизелей. Основная марка. Редукторы судовых газотурбинных двигателей. Основная марка. Заменитель масла М-10ГЦС для редукторов вспомогательных механизмов, расположенных в машинном отделении. Регуляторы частоты вращения дизелей и турбин. |
2.2.1.2. Масло турбинное с присадками Тп-30 | Заменитель масла Тп-46 для газотурбокомпрессоров судовых дизелей. Заменитель рабочих жидкостей в системах гидропривода рулевых машин. |
2.2.2. Масло для судовых газовых турбин, Т | Циркуляционные смазочные системы газотурбинных двигателей. Основная марка. |
2.3. Рабочие жидкости для гидросистем | |
2.3.1. Масло А для гидросистем | Гидросистемы люковых закрытий, гидравлических кранов и рулевых машин. Основная марка. |
2.3.2. Масло для гидрообъемных передач МГЕ-46В (МГ-46-В) | Судовые гидравлические системы. Основная марка. |
2.3.3. Масло гидравлическое МГЕ-10А (МГ-15-В) | Гидравлические системы судов, эксплуатируемых в условиях продленной арктической навигации. Основная марка. |
2.3.4. Масло всесезонное гидравлическое ВМГЗ (МГ-15-В) | Заменитель масла МГЕ-10А для судов, эксплуатируемых в условиях продленной арктической навигации. |
2.3.5. Масло веретенное гидравлическое АУП (МГ-22-Б) | Заменитель масел МГЕ-10А и ВМГЗ для судов, эксплуатируемых преимущественно в северных и умеренных широтах при температурах не ниже минус 30 °С. |
2.3.6. Рабочая жидкость ГЖД-14с (МГ-150-Б) | Гидравлические системы винтов регулируемого шага. Дейдвудные устройства. |
2.4. Масла трансмиссионные | |
2.4.1.1. Масло трансмиссионное Тап-15В (ТП-3-18) | Спирально-конические, конические и цилиндрические редукторы палубного машинного оборудования, смазываемые маслами. Основная марка. |
2.4.1.2. Масло трансмиссионное ТСп-15К (ТМ-3-18) | Заменитель масла Тап-15В. |
2.4.1.3. Масло трансмиссионное Т-10 (ТМ-3-9) | |
2.5. Масла для вспомогательных механизмов | |
2.5.1. Масло компрессорное Кп-8с | Заменитель масла Тп-46 для турбокомпрессоров судовых дизелей. Поршневые воздушные компрессоры. Заменитель масел М-14ГЦС и М-10ГЦС (при =25 кг/см). Индекс вязкости ISО68. |
2.5.2.1. Масло для компрессоров холодильных машин ХФ-12-16 | Холодильные машины, работающие на фреоне-22. Основная марка. |
2.5.2.2. Масло для компрессоров холодильных машин ХФ-22-24 | Холодильные машины, работающие на фреоне-22. Основная марка. |
2.5.2.3. Масло для компрессоров холодильных машин ХА-30 | Холодильные машины, работающие на аммиаке. Основная марка. |
2.5.2.4. Масло синтетическое для холодильных машин ХС-40 | Холодильные машины с рабочим диапазоном температур от минус 50° до 150 °С. Основная марка. |
2.5.2.5. Масло ХМ-35 | Холодильные машины с рабочим диапазоном температур от минус 50° до 150 °С. |
2.5.3. Индустриальные масла | |
2.5.3.1. Масло И-20А | Гидравлические и смазочные системы малонагруженного вспомогательного оборудования, для которого рекомендованы масла вязкостью 29-35 мм/с при 40 °С, при работе в интервале температур от минус 5 до 70 °С. |
2.5.3.2. Масло И-30А | Гидравлические и смазочные системы малонагруженного вспомогательного оборудования, для которого рекомендованы масла вязкостью 41-51 мм/с при 40 °С, при работе в интервале температур от минус 5 до 70 °С. |
2.5.3.3. Масло И-40А | Гидравлические и смазочные системы малонагруженного вспомогательного оборудования, для которого рекомендованы масла вязкостью 61-75 мм/с при 40 °С, при работе в интервале температур от минус 5 до 70 °С. |
2.5.3.4. Масло И-50А | Смазочные системы судового вспомогательного оборудования, для которого рекомендованы масла вязкостью 90-110 мм/с при 50 °С, при работе в интервале температур от минус 5 до 70 °С. Циркуляционные смазочные системы паровых поршневых машин. Основная марка. |
2.5.4. Масло приборное МВП | Контрольно-измерительные приборы, работающие в широком интервале температур окружающей среды. Основная марка. |
2.5.5. Ароматизированное масло-теплоноситель АМТ-300 | Системы терморегулирования и обогрева с органическими теплоносителями. Интервал рабочих температур от минус 20 до 280 °С. Основная марка. |
3. Смазки пластичные | |
3.1. Смазки пластичные для подшипников качения и скольжения | |
3.1.1. Смазка Литол-24 | Подшипники качения и скольжения главных двигателей, электрических машин, насосов и других механизмов судового и берегового оборудования. Влагостойкая. Температура применения от минус 40 до 120 °С, кратковременно до 130 °С. В достаточно мощных механизмах работоспособна при температуре ниже минус 40 °С. Основная марка. |
3.1.2. Смазка ВНИИНП-242 | То же, обладает высокими антизадирными свойствами. Температура применения от минус 40 до 110 °С, в достаточно мощных механизмах работоспособна при температуре ниже минус 40 °С. Основная марка. |
3.1.3. Смазка ЦИАТИМ-221 | Подшипники качения электромашин систем управления, приборов с частотой вращения до 10000 об/мин. Для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-резина» и «металл-металл». Гигроскопична, нерастворима в воде. Не действует на полимерные материалы и резину. Температура применения от минус 60 до 150 °С. Основная марка. |
3.1.4. Смазка ВНИИНП-207 | Подшипники качения электромашин с частотой вращения до 10000 об/мин. Влагостойкая. Температура применения от минус 60 до 200 °С. Заменитель смазки ЦИАТИМ-24, за исключением случаев смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-резина». |
3.1.5. Смазка ОКБ-122-7 | Электромеханические навигационные приборы. Температура применения от минус 50 до 80 °С, в герметизированных узлах до 120 °С. Основная марка. |
3.2. Пластичные смазки для защиты оборудования от коррозии и изнашивания | |
3.2.1. Смазка АМС-3 | Тихоходные узлы трения палубных механизмов судов, в том числе расположенные на открытой палубе при непосредственном контакте с морской водой (подшипники скольжения, качения, резьбовые приводы, соединения, направляющие, ползуны, открытые зубчатые передачи, кулачковые муфты и пр.). Заменители: смазки Литол-24, ВНИИНП-242 — в подпятниках, подшипниках скольжения, качения, винтовых передачах, кулачковых муфтах — при температурах ниже минус 15 °С. |
3.2.2. Смазка пушечная | Судовое и береговое оборудование. Консервация запасных деталей и сборочных единиц, хранящихся в судовых и заводских помещениях, под навесами, на открытых площадках. Основная марка. |
3.2.3, 3.2.4. Солидол жировой марки Ж, солидол синтетический марки С | Заменители смазки АМС-3 в автоматизированных системах смазки, контактирующих с морской водой рабочих устройств судов дноуглубительного технического флота. Температура применения от минус 25 до 65 °С. |
3.2.5.1, 3.2.5.2. Покрытие НГ-216 марок А, Б | Изделия и сборочные единицы. Межоперационная консервация преимущественно на судоремонтных заводах. Нанесение окунанием, кистью, тампоном, распыливанием (для марки Б). Тонкопленочные полимерные ингибированные малорастворимые покрытия (толщина пленок 100-150 мкм для марки А, 10-20 мкм для марки Б), допускается не удалять, если покрытие не препятствует эксплуатации изделия при температуре до 100 °С. Основная марка. |
3.3. Смазки пластичные (пасты) для антизадирного технологического покрытия | |
3.3.1. Паста (смазка) ВНИИНП-232 | Поверхности трения подшипников скольжения, направляющих, прецизионных болтов, резьб и др., подверженные высоким нагрузкам и температурам (приработка, облегчение сборки, разборки). Кратковременно работает в качестве твердой смазки до температуры 350 °С. Основная марка. |
4. Антифрикционные присадки к маслам | |
4.1. Антифрикционный компонент АМГ-3 ТУ 102-599 | Цилиндровые и циркуляционные масла дизельных и карбюраторных двигателей, коробок передач, редукторов, трансмиссий, мостов автомобилей, трущихся поверхностей станков и других агрегатов. Присадка вводится в масло в количестве 0,35-0,8% (3,5-8 мл на 1 литр масла), 0,8% — при притирке и обкатке механизма, 0,35-0,5% — при последующих заправках в нормальной эксплуатации. |
4.2. Компонент АМФ-1 | Моторные и машинные масла (трансмиссионные и индустриальные) судовых ДВС и механизмов. Вводится в места в процессе приработки в количестве 0,7-0,8% в процессе эксплуатации — 0,4-0,6% по массе. |
5. Растворители (жидкости для технических целей) | |
5.1. Керосин осветительный | Промывка деталей при ремонте, расконсервация сменно-запасных деталей и сборочных единиц |
5.2. Бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности | Растворитель лаков и красок. Компонент моющего состава при химико-механическом способе очистки судовых электромашин согласно РД 31.28.51-75 взамен топлива для реактивных двигателей ТС-1. Объемное содержание в составе не более 80%. |
5.3. Нефрас С50/170 | Заменитель бензина-растворителя для лакокрасочной промышленности только для разведения лаков и красок. |
Примечания: 1. Моторные масла М-14ДЦЛ30 (М-14-Д(ЦЛ30), М-14ДЦЛ20 (М-14-Д(ЦЛ20), М-16ГЦС (М-16-Г(ЦС), М-14ГЦС (М-14-Г(ЦС), М-10ГЦС (М-10-Г(ЦС) и М-10ДЦЛ20 (М-10-Д(ЦЛ20) совместимы между собой в любых соотношениях.
2. Дизельное топливо 3, бензин А-76, АИ-92, бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности, нефрас-С50/170 применяются на судах при условии соблюдения Правил морского судоходства по хранению воспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки ниже 43 °С (раздел VI «Противопожарная защита» п.2.5.5.2). 3. На судах, эксплуатируемых в условиях продленной арктической навигации, должен быть предусмотрен подогрев трансмиссионного масла, залитого в редукторы судовых палубных механизмов. 4. Смеси топлив приготавливаются при отсутствии на нефтебазах основных топлив и их аналогов. 5. При использовании в ДВС вместо основных марок топлив их аналогов физико-химические показатели аналогов не должны выходить за пределы показателей, установленных нормативными документами для основных марок топлив. |
ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАСЕЛ
И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Таблица 2.1
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Марки масел и специальных жидкостей | Вязкость кинематическая при 100 °С, мм/с, в пределах | Индекс вязкости, не менее | Щелочное число, мгКОН/г, не менее | Зольность сульфатная, %, не более | Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
Температура застывания, °С, не выше |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
М-24Е85 | 22,0-26,0 | 90 | 85 | 12,5 | 240 | Минус 12 |
М-20Е70 | 20,0-23,0 | 90 | 70 | 10,5 | 200 | Минус 12 |
М-16Е30, М-16Д/Е30 | 15,0-17,0 | 90 | 30 | 5,0 | 205 | Минус 12 |
М-14ДЦЛ30 | 13,5-15,0 | 92 | 27 | 4,6 | 210 | Минус 10 |
М-14ДЦЛ20 | 13,5-15,0 | 92 | 18 | 3,0 | 220 | Минус 10 |
М-10ДЦЛ20 | 10,0-11,0 | 92 | 18 | 3,0 | 215 | Минус 10 |
М-16ГЦС, М-16ГЦС(О), М-16ГЦС(Л) | 15,5-17,0 | 92 | 9,0 | 1,5 | 220 | Минус 10 |
М-14ГЦС, М-14ГЦС(О), М-14ГЦС(Л) | 13,5-15,0 | 92 | 9,0 | 1,5 | 215 | Минус 10 |
М-10ГЦС, М-10ГЦС(О), М-10ГЦС(Л) | 10,0-11,0 | 92 | 9,0 | 1,5 | 210 | Минус 10 |
М-20Г | Не менее 20 | 85 | 9,0 | 1,9 | 235 | Минус 15 |
М-20ВФ, М-20В(СМ) | 19,0-22,0 | 90 | 2,8 | 0,65 | 230 | Минус 15 |
АСЗп-6 (M-4/6B) | 5,5-6,5 (1100-2600 при минус 18 °С) | 125 | 5,5 | 1,3 | 165 | Минус 42 |
Таблица 2.2
МАСЛА ТУРБИННЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
Марки масел и специальных жидкостей | Вязкость кинематическая, при 50 °С, мм/с, в пределах |
Кислотное число, мгКОН/г, не более | Число деэмульсации, с, не более |
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
Температура застывания, °С, не выше |
Индекс вязкости, не менее |
Т-57 | 55-59 | 0,05 | 300 | 195 | Минус 10 | 55 |
Тп-46 | 44,0-48,0 | 0,02 | 300 | 180 | Минус 10 | 60 |
Тп-30 | 28,0-32,0 | 0,02 | 300 | 195 | Минус 10 | 65 |
Масло для судовых газовых турбин | 7,0-9,6 | 0,02 | — | 135 | Минус 45 | — |
Масло А | 23-30 (2100 при минус 20 °С) | — | — | 175 | Минус 40 | — |
МГЕ-46В (МГ-46-В) | 41,4-50,6 (1000 при минус 15 °С) | — | — | 190 | Минус 30 | 90 |
МГЕ-10А (МГ-15-В) | Не менее 10 (1500 при минус 50 °С) | 0,4-0,7 | — | 96 | Минус 70 | — |
ВМГЗ (МГ-15-В) | Не менее 10 (1600 при минус 40 °С) | 0,05 | — | 135 | Минус 60 | 130 |
АУП (МГ-22-Б) | 16-20 (при 40 °С) | 0,45-1,0 | — | 134 | Минус 45 | — |
ГЖД-14С (МГ-150-Б) | 82-91 | — | — | 180 | Минус 22 | 90 |
Таблица 2.3
МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ
Марки масел и специальных жидкостей |
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм/с, не менее | Индекс вязкости, не менее |
Температура вспышки в открытом тигле °С, не ниже |
Температура застывания, °С, не выше | Индекс задира, не менее |
Масла трансмиссионные: | |||||
ТАП-15В (ТМ-3-18) | В пределах 15,0±1,0 | — | 185 | Минус 20 | 50 |
ТСп-15К (ТМ-3-18) | 16 | 90 | 185 | Минус 25 | 55 |
ТСп-10 (ТМ-3-9) | 10,0 | 90 | 128 | Минус 40 | 48 |
Таблица 2.4
МАСЛА ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Марки масел и специальных жидкостей | Вязкость кинематическая при 100 °С, мм/с, не менее |
Кислотное число, мгКОН/г, не более | Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
Температура застывания, °С, не выше |
Масло компрессорное Кп-8с | В пределах 6,5-9,0 | 0,05 | 200 | Минус 15 |
Масла для холодильных установок: | ||||
ХФ-12-16 | 16 (при 50 °С) | 0,02 | 174 | Минус 42 |
ХФ-22-24 | 24,5-28,4 (при 50 °С) | 0,04 | 225 | Минус 55 |
ХА-30 | 28-32 (при 50 °С) | 0,05 | 185 | Минус 38 |
ХС-40 | 37,0-42,0 (при 50 °С) | 0,02 | 200 | Минус 45 |
ХМ-35 | 32-37 при 50 °С | 0,03 | 190 | Минус 37 |
Масло приборное МВП | 6,5-8,0 (при 50 °С) | 0,03 | 125 | Минус 60 |
Теплоноситель АМТ-300 | Не более 5,9 | 0,03 | 175 | Минус 30 |
Масло И-20А | 29-35 (при 40 °С) | 0,03 | 200 | Минус 15 |
Масло И-30А | 41-51 (при 40 °С) | 0,05 | 210 | Минус 15 |
Масло И-40А | 61-75 (при 40 °С) | 0,05 | 220 | Минус 15 |
Масло И-50А | 90-110 (при 40 °С) | 0,05 | 225 | Минус 20 |
Приложение 3
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК
Марка смазки | Основа | Загуститель | Присадка, добавка | Темпе- ратура каплепа- дения, °С, не менее |
Влагостойкость | Защитные свойства | Антиза- дирные свойства |
Смазки для подшипников качения и скольжения: | |||||||
Литол-24 | Смесь масел минераль- ных |
Литиевое мыло 12-оксистеари- новой кислоты |
Антиокисли- тельная вязкостная |
185 | Влагостойкая | Хорошие | Хорошие |
ВНИИНП-242 | Масло минераль- ное |
Литиевое мыло стеариновой кислоты | Антиокисли- тельная, дисульфид молибдена (2%) |
170 | Влагостойкая | Хорошие | Высокие |
ЦИАТИМ-221 | Полиэтилси- локсановая жидкость |
Комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот | Антиокисли- тельная |
200 | Гигроскопична, нерастворима | Хорошие | Низкие |
ВНИИНП-207 | Смесь полиэтилси- локсановой |
Комплексное кальциевое мыло фракции синтетических жирных кислот и уксусной кислоты | Антиокисли- тельная |
250 | Влагостойкая | Хорошие | Умеренные |
ОКБ-122-7 | Смесь полисилок- сановой жидкости с минераль- ным маслом |
Церезин и литиевое мыло стеариновой кислоты | — | 160 | Влагостойкая | Хорошие | Умеренные |
Смазки для защиты оборудования от коррозии и изнашивания: | |||||||
АМС-3 | Масло минеральное | Алюминиевое мыло стеариновой и олеиновой кислот | — | 100 | Влагостойкая | Высокая устойчи- вость к смыву |
Хорошие |
Пушечная | Масло минераль- ное |
Петролатум, церезин | Антикорро- зионная |
60 | Влагостойкая | Высокие | Хорошие |
Солидол жировой | Масло минераль- ное |
Гидратирован- ное кальциевое мыло жирных кислот |
Вода до 3% | 75-87 | Влагостойкая | Хорошие. Низкая устойчи- вость к смыву |
Умеренные |
Солидол С | Масло минераль- ное |
Гидратирован- ное кальциевое мыло жирных кислот |
Вода до 3% | 85-105 | Влагостойкая | Хорошие. Низкая устойчи- вость к смыву |
Умеренные |
Смазки (пасты) для антизадир- ного техноло- гического покрытия |
|||||||
ВНИИРП-232 | Масло минераль- ное |
Литиевое мыло стеариновой кислоты | Дисульфид молибдена (70%) | Не норми- руется |
Влагостойкая | Не норми- руется |
Очень высокие |
ТАБЛИЦА ЭКВИВАЛЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАСЕЛ,
СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Класс вязкости | Марки масел, смазок и специальных жидкостей |
Эквивалентные марки иностранных фирм | ||||||||
Shell | Mobil | Castrol | BP | Teboil | Техасo | Elf | Exxon | Chevron | ||
МАСЛА МОТОРНЫЕ | ||||||||||
М-24; SAE 60 |
М-24Е85 | Alexia X | — | Cyltech 80 (SAE 50) | Energol GL 856 | — | Taro Special EX 85 | Talusia XT 80 | Exxmar X 90 | Delo Cyloil Extra |
М-20; SAE 50 |
М-20Е70 | Alexia 50 | Mobilgard 570 | S/DZ70 | Energol GLO 50M | Ward Heavy SAE 50 | Taro Special | Talusia XT 70 | Exxmar X 70 | Delo Cyloil Special |
М-16; SAE 40 |
М-16Е30 М-16Д/Е30 |
Diloma 40 | — | — | Energol IC-HF-404 | Ward 450 | Taro DP 40 | — | Exxmar 30 TP 40 | |
М-20; SAE50 |
— | — | — | — | — | Ward SAE 50 |
— | Talusia XT 40 | — | Delo Cyloil Heavy |
М-10; SAE 30 |
— | Argina T30 | Mobilgard 324 | Marine MDX 303 MDX 403 |
Energol IC-HF-303 | Ward S30T SAE 30 | Taro DP 30 | Aurelia XT 3040 |
Exxmar 30 TP 30 | Delo 3000 SAE 30 |
М-14; SAE 40 |
М-14ДЦЛ30 М-16Д/Е30 |
Argina T40 Diloma 40 |
Mobilgard 424 Mobilgard 442 |
Marine MDX 404 Marine MDX 304 |
Energol IC-HF-303 Energol IC-HF-304 |
Ward S30T SAE 40 | Taro DP 40 | Aurelia XT 4040 |
Exxmar 30 TP 40 | Delo 3000 SAE 40 |
М-10; SAE 30 |
V-10ДЦЛ20 | Argina S30 | Mobilgard 324 | Marine MDX 215 | Energol IC-HF-303 | Ward S25T SAE30 | Taro XD 30 | Aurelia 3030 | Exxmar 24 TP 30 | Delo 2000 SAE 30 |
М-14; SAE 40 |
М-14ДЦЛ20 | Argina S40 | Mobilgard 424 | Marine MDX 220 | Energol IC-HF-304 | Ward S25T SAE 40 | Taro XD 40 | Aurelia 4030 | Exxmar 24 TP 40 | Delo 2000 SAE 40 |
М-10; SAE 30 |
М-10ГЦС М-10ГЦС(О) М-10ГЦС(Л) |
Melina 30 Gadinia 30 |
Mobilgard 312 | Marine MLC 30 | Energol DL-MP-30 Energol OE-HT 30 |
Ward S 10Т SAE 30 | Ursa Super LH 30 | Disoia GM 3C 30 Ajianja Marine DX 30 |
Exxmar 12 TP 30 | Delo 1000 SAE 30 |
М-14; SAE 40 |
М-14ГЦС М-14ГЦС(0) М-14ГЦС(Л) |
Melina 40 Gadinia 40 |
Mobilgard 412 | Marine MLC 40 | Energol DL-MP-40 | Ward S 10Т SAE 40 | Ursa Super LH 40 | Disoia GM 3C 40 Ajianja Marine DX 40 |
Exxmar 12 TP 40 | Delo 1000 SAE 40 |
М-16; SAE 40 |
М-16ГЦС М-16ГЦС(0) М-16ГЦС(Л) |
Gadinia 40 | Mobil Deivac 1340 | Marine MLC 40 | Energol DL-MP-40 | Ward S 10T SAE 40 | Ursa Super LH 40 | Disoia GM 3C 40 |
Exxmar 12 TP 40 | Delo 1000 SAE 40 |
М-20; SAE 50 |
М-20ВФ | Rotella SX 50 |
Deivac 1150 | — | — | — | — | — | ||
М-20; SAE 50 |
М-20Г | Rotella ТХ 50 |
Deivac 1350 | — | — | — | — | — | — | RPM MD Motor Dil SAE 50 |
Мульти- грейд |
(M-4/6-B) | Super Plus Low 40 | Mobil Special ISW-40 |
GTX 5W/40 HD |
Visco 2000 | Silver Polar 5W 30 |
Super Plus 15W 40 | Uniflow 5W 40 | RPM Delo 100 Motor 011 |
|
МАСЛА ТУРБИННЫЕ | ||||||||||
ISO 46 | Tn-30 | Turbo Т 46 | D.T.E. Oil Medium |
Perfekto T 46 |
Energol THB 46 | Turbine Oil 46; Larita Oil 46; |
Regal R&0 46 | Misola H 46 |
— | Turbine Oil GST 46 |
ISO 68 | Tn-46 | Turbo T 68 | D.T.E. Oil Heavy Medium |
Perfekto T 68 |
Energol THB 68 | Turbine Oil 68; Larita Oil 68; |
Regal R&0 68 | Misola H 68; Turbine Oil 68; |
Tro-Mar T Tro-Mar T ER |
Turbine Oil GST 68 |
ISO 15 | МАСЛО ДЛЯ СУДОВЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | Tellus C 10 Turbo T 32 |
D.T.E. Oil Lignt |
Perfekto T 32 |
Energol THB 46 | — | — | Misola H 22; |
— | — |
РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ | ||||||||||
ISO 46 | А | Tellus T 46 | D.T.E. 15 M |
Hyspin AWH 46 | Bartran HV 46 | Hydraulick deck Oil | Rando HD 46 | Visga 46 |
Univis N 46 |
Mechanism LPS 46 |
ISO 46 | МГ-30у (МГЕ-46В) |
Tellus Т 46 | D.T.E. 15 M |
Hyspin AWS 46 | Bartran HV 46 | Hydraulick Oil 46 | Rando HD 46 | Visga 46 |
Nuto H 32 | Mechanism LPS 32 |
ISO 22; 32 |
АУП | Tellus 22 | D.T.E. 11 М |
Hyspin AWS 15 | Bartran HV 22,32 | Hydraulick deck Oil | Rando HD 32 | Visga 22 |
Nuto H 15 | Mechanism LPS 15 |
ISO 15 | МГЕ-10А | Tellus T 15 | Mobil SHC 524 |
Hyspin AWH 15 | Bartran HV 15 | Hydraulick Oil Polar; Hydraulick Arctic Oil |
Rando HD Z 15 | Visga 15 |
Nuto H 15 | Mechanism LPS 15 |
ISO 15 | ВМГЗ | Tellus T 15 | Mobil SHC 524 |
Hyspin AWH 15 | Bartran HV 15 | Hydraulick Oil Polar; Hydraulick Arctic Oil |
Rando HD Z 15 | Visga 15 |
Nuto H 15 | Mechanism LPS 15 |
ISO 150 | ГЖД-14с | Tellus Т 100 |
Stern Tube Lubricant | Coral 2 | Bartran HV 150 | Hydraulick Oil 150 | Rando HD 150 | Cederia 51 | Univis N 100 |
Mechanism LPS 15 |
МАСЛА ТРАНСМИС- СИОННЫЕ |
||||||||||
ISO 150 | ТСп-15К | Omala 150 | Mobilgear 629 | Alfa SP 150 | Energol GR-XP 150 | Pressure Oil 150 | Merora 150 | Epona Z 150 | Startan EP 150 | Gear Compound EP 150 |
ISO 150 | ТАп-15В | Omala 150 | Mobilgear 629 | Alfa ZN 150 | Energol GR-XP 150 | Pressure Oil 150 | Merora 150 | Epona Z 150 | Startan EP 150 | Gear Compound EP 150 |
ISO 100 | ТСп-10В | Omala 100 | Mobilgear 627 | Alfa ZN 100 | Energol GR-XP 100 | — | Merora 100 | Epona Z 100 | Startan EP 100 | Gear Compound EP 100 |
ISO 68; 100 |
Масло компрессорное Кп-8с | Melina 30; Corena P68 | Rarns 427 | Aircol PD68 | Energol RC68; RC 100 |
Compressor Oil P68 Ward S10Т | Regal R&О 68 | Primeria SG 100 | Zero-Mar 68; Exxmar 12 TP 30 |
HD Compressor Lubricant |
МАСЛА ДЛЯ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК | ||||||||||
ISO 46 | ХФ-12-16 | Clavus 46 | Gargoil Arctic Oil 300 |
Icematic 299 | Energol LPS 46; LPTF-46 |
Freezing 46 | Capella WF | Friga 2 | Zerices S68 | Refrigeration 68 |
ISO 46 | ХФ-22-24 | Clavus 100 | Gargoil Arctic Oil 300 |
Icematic 2284 | Energol LPS 68; LPTF-68 |
Freezing 46 | Capella WF | Friga 2 | Zerices S100 | Refrigeration 68 |
ISO 68 | ХС-40; ХМ-35 |
Clavus 68 | Mobil EAL Arctic 46 | Icematic 2294 | Energol LPS 68; LPTF-68 |
Freezing 46 | Capella WF | Friga 2 Primeria SG 100 | Zerices S100 | Refrigeration 68 |
ISO 15 | ПРИБОРНОЕ МАСЛО МВП | Vexilla DIO Aero- shell Fluig 3 |
D.T.E. IIМ |
Aero Fluig 5524 | Aero Special Oil 4 |
— | Rando HD Z 15 | — | — | — |
ISO 22 | ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ АМТ-300 | Voluta F | Mobiltherm 603 | Perfekto HT 5 | Transcai N | Tebo Termo Oil 15 | — | — | Heat Transfer Oil 22 |
Продолжение
Марки масел, смазок и специальных жидкостей | Эквивалентные марки иностранных фирм | ||||||||
Shell | Mobil | Castrol | BP | Teboil | Техасo | Elf | Exxon | Chevron | |
СМАЗКИ ПЛАСТИЧНЫЕ | |||||||||
Литол-24 | Alvania R2 Alvania RA |
Mobiltac 81 | Spheerol ELP 2 Spheerol LMM |
Energrease MM-EP2 | Multi-Purpose Multi-Purpose Extra | Moiytex EP 2 | Epexa 2; Multiservise | Beacon EP 2 | Dura Litl Grease EP 2 |
ВНИИНП-242 | Retinax AM; Alvania EP2 | Mobiltac 81 | Spheerol LMM | Energrease L21M; Energrease MM-EP2 |
Multi- Purpose EP |
Moytex EP 2 | Epexa EP 2 |
Beacon EP 2 | Dura Litl Grease EP 2 |
ВНИИНП-207 | Aeroshell 15 | Mobilux EP 0 |
Isoflex LDS 18 | HTG 2 | — | — | — | — | — |
ЦИАТИМ-221 | Darina 2 | Mobilgrease 28 | Spheerol EPL 2 | Energrease HTG 2 | — | — | — | — | CP Crease |
ОКБ-122-7 | Alvania R1 | Mobilgrease 22 Mobilux 2 |
Spheerol AP 1 |
Energrease L21 M | — | — | — | — | — |
АМС-3 | Rhodina Grease | Mobiltemp SHC 100 | Grease MT | Energrease OG | MDS | Multifax EP | Energrease 1401; Cardrexa DC L |
Unirex RX 300 |
Dura Litl Grease |
пушечная | Ensis Compound 352 |
Mobil-Kote 336 | Rustilo 13 | Energrease OG | — | — | — | Rast-Ban 326 | — |
НГ-216, марки А и Б | Ensis Fluid 252; Ensis Fluid 256 |
Mobilarma 247, 364 | Rustilo 2, 4 | Stemkor L | — | — | — | Surrei Fluid 4K | — |
Солидол жировой Ж | Unedo 2, 3 | Mobilgrease 221 | Spheerol L | Energrease C2, C3 MM-EPO |
— | — | Rast-Ban 326 |
RP M Heary Duty Grease EP |
|
Солидол синтетический | Livona 3; Blameta C2, 3 |
— | Castlease HT 5 |
Energrease MM-EPO | — | — | — | — | — |
ВНИИНП 232 | Compound S 5488 |
— | Impervis AS | — | — | — | — | Antiseize Compound | — |
Продолжение
Эквивалентные марки иностранных фирм | ||||||||||||
Shell | Mobil | Castrol | BP | Teboil | Техасo | Elf | Exxon | Chevron | ||||
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА
моторные |
||||||||||||
— | Mobil SHC 120 15W40 |
Marine SMS12 15W40 |
— | — | — | — | — | — | ||||
трансмиссионные | ||||||||||||
— | Mobil SHC 220 SHC 320 Mobil SHC 629 SHC 630 SHC 632 |
Alphasyn Т 150 |
Enersyn HTX 220 | — | — | — | — | |||||
компрессорные | ||||||||||||
— | Mobil Rarus 827 | Aircol SN 100 |
Enersyn RX 100 | — | — | — | Synesstic 68 Synesstic 100 | — | ||||
для холодильных компрессоров | ||||||||||||
SD Refrigerator Oli | Gargoil Apctic SHC 226 Apctic SHC 226 |
— | — | — | — | — | — | — | ||||
гидравлические | ||||||||||||
— | Mobil SHC 524; SHC 526 |
|||||||||||
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
ПО ГРУППАМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ
Россия (ГОСТ 17479.1) | Классификация американского нефтяного института (API) | Промышленные и военные спецификации США |
А | SA, SB | MIL-L-2104A |
Б | SC/SA | MIL-L-2104A |
Б | SC | MIL-L-2104A |
Б | CA | MIL-L-2104A |
В | SD/CB | MIL-L-2104В |
B | SD | MIL-L-2104В |
В | CB | MIL-L-2104В |
Г | SE/CC | MIL-L-2104C |
Г | SE | MIL-L-2104C |
Г | CC | MIL-L-2104C |
Д | SF/CD | MIL-L-2104C
MIL-L-45199В |
Д | SF | MIL-L-46152 |
Д | CD | MIL-L-2104C |
— | CD-II | MIL-L-45199В
MIL-L-2104 D/E |
Е | CE | MIL-L-2104E |
— | CF-4 | — |
— | CF-2* | — |
— | PC-6* | — |
_____________
* Подлежит утверждению.
Приложение 14
Справочное
СООТВЕТСТВИЕ КЛАССОВ ВЯЗКОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Класс вязкости | |||
по ГОСТ 17479.1 | по SAE J 300 | по ГОСТ 17479.1 | по SAE J 300 |
3 | 5 | 3/8 | 5W20 |
4 | 10 | 4/6 | 10W20 |
5 | 15 | 4/8 | 10W20 |
6 | 20 | 4/10 | 10W30 |
6 | 20 | 5/10 | 15W30 |
8 | 20 | 5/12 | 15W30 |
10 | 30 | 5/14 | 15W40 |
12 | 30 | 6/10 | 20W30 |
14 | 40 | 6/14 | 20W40 |
16 | 40 | 6/16 | 20W40 |
20 | 50 |
Приложение 15
Справочное
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГРУПП ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ,
ИХ СОСТАВ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Состав минеральных масел | Рекомендуемая область применения |
Группа А (НН)* | |
Без присадок | Гидросистемы с шестеренными насосами, работающими при давлении до 15 МПа и температуре масла в объеме до 80 °С |
Группа Б (HL)* | |
С антиокислительными и антикоррозионными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 80 °С. |
Группа В (НМ)* | |
С антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме более 90 °С |
HV* | |
С загущающей присадкой | Та же, что и для группы НМ |
_____________
* Группа по классификации ISO 6074/4.
Приложение 16
КЛАССЫ И ЗНАЧЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ВЯЗКОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с (сСт) |
МГ-5 | 4,14-5,06 |
МГ-7 | 6,12-7,48 |
МГ-10 | 9,0-11,0 |
МГ-15 | 13,5-16,5 |
МГ-22 | 19,8-24,2 |
МГ-32 | 28,2-35,2 |
МГ-46 | 41,4-50,6 |
МГ-68 | 61,2-74,8 |
МГ-100 | 90,0-110,0 |
МГ-150 | 135,0-165,0 |
Приложение 17
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГРУПП ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ,
ИХ СОСТАВ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Состав минеральных масел | Рекомендуемая область применения |
Группа TM-1 (GL-1)* | |
Без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С. |
Группа TM-2 (GL-2)* | |
С противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С. |
Группа ТМ-3 (GK-3)* | |
С противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С. |
Группа ТМ-4 (GK-4)* | |
С противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С. |
Группа TM-5 (GL-5)* | |
С противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С. |
_____________
* Группа по классификации API.
Приложение 18
КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при температуре 100 °С, мм/с (сСт) | Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с, °С, не выше | Класс вязкости по SAEJ 306B |
9 | 6,00-10,99 | -45 | 75W |
12 | 11,0-13,99 | -35 | 80W/85 |
18 | 14,00-24,99 | -18 | 90 |
34 | 25,00-41,00 | — | 140 |